Купола для храма
«Союз мастеров» — это возможность применения разнообразных вариантов изготовления куполов, которые базируются на знаниях и умениях мастеров разных школ. Это дополнительный диапазон возможностей, позволяющий провести индивидуальный анализ художественной ценности как изделия в целом, так и каждой детали храма. А также применить оптимальный вариант работы, так как используются умения и знания определенного мастера, технологии которого лучше подходят. Здесь также важны технические, материальные и другие немаловажные условия и возможности заказчика.
Глубоко индивидуальный подход позволяет создать неповторимые черты («лицо» храма), а не только наличие куполов по типу: «В соседнем селе купола из дорого материала — голубые. И нам такие же».
Еще одна важная задача — поиск, сохранение, передача мастерства (а это не просто). У каждого мастера свой подход к делу. Кто-то больше работает над формой купола, барабана, создавая цельную композицию. Кто-то создает более интересный дизайн, использую объемные элементы, узоры, различные геометрические фигуры покрытия, то есть создает неповторимый образ.
Такой подход позволяет при минимальных затратах получить максимально качественный уровень работ, так как нет иных обременений: от начала до завершения работа выполняется одним человеком, который отвечает за все. Если более подробно дизайн цветовой гаммы, формы, деталировки, способа очередности постановки барабана, купола креста, эксплуатация кровли в дальнейшем. При этом приходится учитывать технические возможности: где-то есть кран, вышка, где-то затруднен подъезд габаритной техники, где-то не хватает высоты подъема, и крест приходится ставить вручную. В этих случаях без смекалки, продуманности последствий и очередности каждого действия не обойтись. Все это продумывается с самого начала и не укоснительно должно выполняться, в противном случае произойдет значительное техническое удорожание.
И все такие главное — это умение выразить, то есть создать именно художественный образ, ведь не просто так в допетровские времена изготовление куполов считалось не ремеслом, а видом искусства. Об этом нельзя забывать, но многие этим пренебрегают и теряется художественная ценность строительства куполов.
Современные материалы стали более ярки и разнообразными по цветовой гамме: нитрид титана «под золото» более светоотражающий с интересной игрой цвета и тени, а с голубым покрытием светопоглощающим свойством, что придает дополнительные трудности и особенности, так как их сложнее вписать в архитектурную среду. Смотреть на такие купола скучновато, так как под фигурные тени на темном минимально эффективный, без использования свойств золотого цвета безынтересны.
Применение объемных фигур требуют продуманности и вкуса при создании лица храма, не выглядеть бижутерией.
Главное украшение купола — это четкость, гармония дизайнерских линий, лаконично характеризующих выбранный стиль, который должен как бы трансформировать и передавать свойства не личности мастера, а тех святых, в честь которых созидается церковь.
Чтобы изготовить купол, крест с шаром и барабаном красиво, нужно понять, что это не вид жестяно-кровельных работ, а творческий процесс с авторским подходом к оценке смысловой нагрузки на изделие с последующей технической реализацией идеи. Например, чтобы выразить неотмирность величия устремления человека к Богу, приходится порой неуловимыми штрихами выражать в металле формы с соблюдение стилистических канонов, определяющих в данном случае способ реализации идеи. Даже поставить себе такую цель, тем более выразить ее и реализовать непросто. Для этого нужно обладать большим арсеналом различных приспособлений, технических приемов и умений их выполнять безошибочно из-за специфики материала и сложности дизайна и пропорций всех компонентов деталей, которые формируют общий вид с заданными параметрами.
Купола для храма
Купола для часовни из нитрид титана
Крест для купола из нитрид титана